Невзрослеющее поколение

Как мы стали вечными детьми

Невзрослеющее поколение

Прошлый век подарил миру культ подростка, своего рода универсальную молодежную культуру. Каждый день я встречаюсь с молодыми людьми, которые не готовы взрослеть. Они считают себя немного умнее и глубже, чем другие. Они креативны, талантливы, амбициозны. Не такие как все, бунтующие против правил.

Синдром «вечного юноши» в аналитической психологии Юнга обычно называется архетипом «Пуэра». И сегодня не надо далеко ходить за примерами: оглянувшись по сторонам мы видим, что для большинства наших знакомых характерно нежелание брать на себя обязательства, ответственность, строить долгосрочные отношения. Мы хотим быть вечно здоровыми, свободными от проблем, веселиться, путешествовать, заниматься чем-то приятным. В обществе царит беззаботный гедонизм с примесью культа красоты и молодости.

В результате ускоренного развития общества на протяжении последнего столетия период взросления отодвигался все дальше и дальше. Ведь если в начале прошлого века 10-летние дети могли трудиться на заводе, то сейчас в 25-30 лет многие представители городской молодежи продолжают жить с родителями. А так же зависеть от них материально или морально.

Каковы основные черты вечного юноши?

Эгоцентризм и себялюбие, вкупе с внутренним одиночеством и покинутостью. Из этого противоречия возникает постоянный поиск новых связей, взаимоотношений, ролей, собственного образа. Одними из способов «найти себя» являются контакты с другими, «такими же, как я», с группой сходного возраста или интересов. При этом чтобы поддерживать статус условного члена сообщества, может быть достаточно маркеров внешнего облика и поведения. Ориентация на легкие удовольствия, непосредственные впечатления без их осознания, вне фокусировки на значимых жизненных целях становится свойством не только отдельных личностей, но и спецификой целого молодого городских поколения. Оно якобы изолировано, существует в атмосфере жизни высших социальных слоев в спокойные времена (обычно они заканчиваются с молодостью).

Идеализм, присущий Пуэрам, выливается в псевдо пресыщенность жизнью, некие „старческие мысли“, когда молодой человек воспринимает себя всезнающим, в то время как исключительно умозрительность пытается заменить ему реальный опыт. Это тоже своеобразный уход от реальности в мир абстрактных мыслей и стерилизованных результатов чужих опытов. Его мысли, манеры, способ обращения с другими заимствованы, как игра в „своего“ в некой социальной группе. Демонстрация своей чувствительности, тонкой душевной организации под грудой мышц или неприступным видом, высоким социальным статусом безотказно действует на женщин. Они спешат обнять таких мужчин и плакать от умиления.

Культура потребления и виртуализация общества прививает поиск блестящих приключений и удовольствий, стремление к идеальной форме без осмысления и содержания. Это способно увести в «мир фантазий, идеалов и грез», оформляя и закрепляя разрыв между мечтой и реальностью, характерный более для подросткового периода, нежели для деятельной молодости и тем более зрелости.

Иногда архетип Пуэра становится ключевым стержнем в социальных течениях (хиппи, хипстеры), религиях (ислам), культурах и эпохах (Древняя Греция, Рим). Исторический опыт подсказывает, что времена доминирования этого архетипа означают поток жизни в направлении творческого будущего. Так что от нынешнего молодого поколения мы вправе ожидать пересмотра главных социальных устоев, новой волны в искусстве, инновационных открытий.

И если все сказанное выше правда о вас — что ж, похоже, вам повезло, и молодость удалась (или прямо сейчас удается)! Вы получаете максимум от жизни и общения с людьми, вас любят и вы интересны окружающим. Есть и оборотная сторона — незрелость ведет к многочисленным разочарованиям и внутреннему одиночеству, к неопределенности в решениях. Чтобы не терять свое время зря, вам придется повзрослеть. Это не означает, что надо стать циничным занудой. Лелейте в себе именно ребенка, с его непосредственностью и чистотой взглядов и помыслов, а максимализм подростка с его бунтарством и безответственностью стоит преодолеть.

Комментарии

Источник: Friendly Psychologist