Жизненно важный урок, который надо усвоить каждому

Этот простой эксперимент был проведен в 1967 году учителем истории Роном Джонсом в средней школе Пало-Альто, Калифорния. Он вызвал небывалый резонанс – о нем до сих пор много говорят, его приводят в качестве примера школьникам и студентам, а учащиеся, принявшие в нем участие, никогда не забудут этот урок – и никогда не признаются в том, что это произошло именно с ними.

На уроке истории Рон Джонс читал лекцию по Второй мировой войне. Один из учащихся спросил преподавателя, как рядовые немцы могли мириться с массовым истреблением людей и поддерживать нацистский режим. Класс успешно осваивал учебную программу, и Рон решился на небольшой эксперимент, посвященный этому вопросу.

Первый день эксперимента:
В понедельник Джонс прочел ученикам лекцию о том, как дисциплина помогает спортсменам, открывает пути для карьеры. Он рассказал детям о том, чего они могут достичь в жизни, если будут более дисциплинированными. Затем учитель обратился ко всем с просьбой сидеть на уроке в положении «смирно», а в класс заходить и выходить из него по возможности бесшумно. Ребята с удовольствием подчинились этим указаниям, новая игра им явно понравилась.

Второй день эксперимента:
Джонс вошел в класс и обнаружил, что все ученики сидят «смирно» и соблюдают тишину. Некоторые из них улыбались, но большинство отнеслось к игре вполне серьезно. На этот раз он поведал ученикам, что если они объединятся, то будут представлять немалую силу, а также отметил, как важна дисциплина для этой общей силы. В конце урока он предложил учащимся скандировать «Сила – в дисциплине» и приветствовать друг друга определенным жестом для посвященных. Этот жест он назвал «салютом Третьей волны». Рон Джонс потом признался, что даже не ожидал, как быстро приживутся это приветствие и этот лозунг. Ученики, которых он после лекции встречал в коридорах школы, взяли в обычай использовать салют Третьей волны для приветствия.

64378097

Третий день эксперимента:
Джонс выдал всем ученикам членские билеты молодежного движения «Третьей волны», а на трех из них поставил красные крестики. Ученики с билетами, помеченными крестиком, должны были следить за соблюдением правил и сообщать о тех, кто им не подчиняется. В тот же день около 20 человек сообщили преподавателю о замеченных нарушениях. Они сами соблюдали все правила, которые установил Рон, и требовали этого от других, причем в ход шли не только уговоры, но и запугивания.

Четвертый день эксперимента:
Численность последователей «Третьей волны» значительно возросла, на лекцию пришли ученики из других классов. Сегодня преподаватель рассказывал о том, что гордость тоже может дать силу, как и дисциплина. «Быть гордым – значит знать, что ты лучший…», – утверждал он. Ученики с энтузиазмом поддерживали любое его заявление. Не возникало ни возражений, ни вопросов. «По всей стране учителя набирают группы молодежи, которые покажут нашей нации, как стать гордыми и сильными. Вы измените судьбу страны! Завтра мы соберем пресс-конференцию и сообщим о «Третьей волне» по телевиденью; перед всей страной выступит наш лидер – кандидат в президенты», – пообещал Рон. Эта новость была воспринята учениками с большим воодушевлением. Также Джонс велел ученикам вывести из аудитории всех неблагонадежных участников согласно спискам, которые были составлены по доносам одноклассников.

Пятый день эксперимента:
В пятницу в аудитории было как минимум вдвое больше народу, чем в четверг. Ученики сами нарисовали плакаты, посвященные «Третьей волне». Когда Рон Джонс вошел в аудиторию, его приветствовали специальным жестом, и хор голосов начал скандировать: «Сила – в дисциплине!». Подростки были в прекрасном настроении, каждый чувствовал свою причастность к чему то великому и чрезвычайно важному.
Рон Джонс включил телевизор, но экран остался темным.
– Послушайте, нет никакого молодежного движения «Третья волна», нет никакого лидера. Всю эту неделю вами манипулировали амбиции. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и чувство превосходства. Вы решили отказаться от собственных убеждений и принять большую ложь.
После этого Джонс показал ученикам фильм о нацистской Германии с ее дисциплиной, парадами и пропагандой.

Потом Джонс подвел итог: «Если наш эксперимент удался, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей волны. Так же как и немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко».
Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слез. Этот урок запомнится им на всю жизнь.

Нам всем надо выучить этот урок.

Комментарии